Спецтехника огромных размеров впечатляет своей мощью всех, кто имеет возможность наблюдать за ее работой. Однако автогиганты не производятся ради телевизионной картинки или рекламной акции. Машины такого размера, как правило, выпускаются для эксплуатации на сложных объектах и предназначены для решения конкретных задач.
Самым большим бульдозером в мире считается 183-тонный ACCO dozer, произведенный по спецзаказу ливийского руководства в 1983 году, однако из-за вступивших в действие санкций машину так и не удалось доставить в Ливию и проверить в работе. Таким образом, уникальному механизму суждено было стать музейным экспонатом.
К эффективности и производительности крупногабаритных машин предъявляются самые строгие требования. Все бульдозеры из нашего списка работают в карьерах по разработке полезных ископаемых или на крупных строительных площадках, где выполняют самые трудоемкие и сложные процессы:
Эксплуатация супербульдозеров позволяет добиваться очень быстрых результатов, ведь одна такая машина может заменить десятки единиц спецтехники стандартных размеров.
Крупнейшим бульдозером, используемым в настоящее время, является Komatsu D575A, детище японской машиностроительной корпорации. Superdozer начали выпускать еще в 1991 году для крупнейших мировых угледобывающих компаний. Двенадцатиметровая машина весом в 152 тонны укомплектована двигателем SA12V170E мощностью в 1150 лошадиных сил. Топливный бак гиганта вмещает более 2000 литров топлива. Карьерный тяжеловес одновременно перемещает около 70 тонн грунта, а при использовании специального отвеса этот показатель может достигать 90 тонн. Транспортировка Superdozer к месту эксплуатации производится в разобранном состоянии с использованием восьми тягачей со специальными трейлерами.
Второе место среди габаритной бульдозерной техники принадлежит Komatsu D475ASD, младшему брату Superdozer. Несмотря на то что характеристики тяжеловеса (масса — 113 тонн, объем 12-цилиндрового двигателя — 30 литров) значительно уступают параметрам лидера нашего рейтинга, именно D475ASD является самым тяжеловесным из производимых ныне моделей бульдозеров. Мощность мотора (899 л. с.) позволяет технике передвигать многотонный вес, развивая скорость до 11 км/ч при движении вперед и 14 км/ч задним ходом. Для работы двигателя машины необходимо 120 литров масла, а функционирование системы охлаждения нуждается в 275 литрах антифриза.
Родоначальник данного вида спецтехники, американская компания Caterpillar, выпускает третий по своим параметрам (длина — 9 м, ширина — 4,3 м, высота — 4,7м) бульдозер D11T CD. Вес машины составляет 104,2 тонны, а в комплекте с разрыхлительной системой общая масса механизма достигает 112,7 т. Двигатель агрегата (Cat C32 ACERT) имеет объем 32 литра и мощность 913 лошадиных сил. Бак для топлива бульдозера Caterpillar может вместить 1600 литров горючего.
Представитель отечественного машиностроения бульдозер ЧТЗ Т-800, произведенный на «ЧТЗ — Уралтрак», достаточно близок по своим параметрам к тройке лидеров. Длина Т-800 составляет 8 м, высота — около 5 метров, а вес — 106 тонн. Оснащен российский гигант 43-литровым двигателем 6ДМ-21Т, мощность которого равна 820 л. с. Производится бульдозер с 1983 года, и хотя на данный момент выпуск техники приостановлен, машина с успехом работает на строительных площадках во всех регионах страны.